1. закон республики саха (якутия)
О государственно-общественном управлении
в сфере общего образования
Проект
Республика Саха (Якутия) содействует развитию эффективной управленческой модели в условиях вариативного образования, обеспечивающей согласование образовательных запросов личности, общества и государства.
Развитие государственно-общественного управления обеспечит взаимодействие между представителями гражданского, предпринимательского секторов на институциональном уровне в республике.
Вовлечение гражданских институтов в управление образованием - это соответствие реальной ситуации в образовательном пространстве. Данное институциональное решение (включение внешнего партнера) диктуется логикой развития государства, общества, экономики.
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
1.1. Настоящий закон определяет в соответствии с другими Законами правовой порядок формирования и развития моделей государственно-общественного управления в сфере общего образования на территории республики Саха (Якутия), создает нормативно - правовые условия для развития и участия гражданских институтов, обеспечивающих взаимодействие между представителями гражданского, предпринимательского секторов.
1.2. Закон принимается с целью повышения качества образования, на определение объективной роли образования в развитии социально-экономической ситуации в республике Саха (Якутия), на превращение образования в инвестиционную сферу.
Статья 2. Государственно-общественное управление в сфере образования
2.1. Государственно-общественное управление представляет собой систему, основанную на добровольном принятии государством и гражданами определенных обязательств в управлении образованием.
2.2. Правовой основой организации и деятельности государственно-общественного управления в сфере общего образования на территории Республики Саха (Якутия) являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об образовании", иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Саха (Якутия), Закон РС(Я) «Об образовании» настоящий Закон, иные нормативные правовые акты республики, принятые в соответствии с настоящим Законом.
2.3. Государственно-общественное управление в сфере образования - это интеграция направлений работы:
- демократизация деятельности органов государственной власти и управления образованием;
- развитие самоуправляющихся ассоциаций участников образовательной деятельности (профессиональных ассоциаций педагогов, органов ученического и родительского самоуправления всех уровней);
- организация общественных органов управления образованием, в которых представлены все слои населения;
- формирование гражданского образовательного заказа и оформление общественного образовательного договора.
2.4. Государственно-общественное управление в сфере образования направлено на формирование норм образовательной деятельности и услуг, совершенствования условий для реализации потенциала образовательных систем.
2.5. Система государственно-общественного управления в сфере образования формируется и реализуется при проектировании, организации и развитии необходимых структур внутри и вовне образовательных учреждений, в разработке и освоении процедур их успешного функционирования на основе действующего законодательства.
Статья 3. Основные принципы реализации государственно-общественного управления в сфере образования
Государственно-общественное управление в сфере образования в Республике Саха (Якутия) основывается на следующих принципах:
- сочетание государственного управления и общественного самоуправления в системе образования, сохранение их баланса в обязанностях, правах, полномочиях и ответственности на всех уровнях управления в сфере общего образования;
- приоритетность гражданского заказа на образование как согласование образовательных запросов личности, общества и государства;
- приоритетность внешней оценки качества образования как один из механизмов определения результата образовательной деятельности;
- реализация и защита прав участников образовательного процесса;
- добровольность участия и самодеятельность общественности в формировании гражданских институтов, участвующих в управлении в сфере образования;
- охват всех уровней управления (республиканского, муниципального уровней, уровня общеобразовательного учреждения);
- общественная прозрачность образовательной деятельности.
Статья 4. Органы государственно-общественного управления и формы участия общественности в управлении в сфере общего образования
4.1. Органами государственно-общественного управления и формы участия общественности в управлении в сфере общего образования являются гражданские институты, оформляющие общественный образовательный договор и участвующие в оценке качества образования:
1. Школьные управляющие (общественные) советы (функции: оценка результативности труда учителя, распределение стимулирующей части ФОТ, определение организационно-правовой формы ОУ, оформление публичных отчетов школ);
2. Гражданские институты образовательной политики на уровне местного самоуправления (функции: развитие сети образовательных систем, условие обучения в школе, оформление образовательных потребностей целевых (социальных) групп);
3. Региональные гражданские институты (функции: влияние на распределение бюджета, на финансовый норматив, на принципиальные решения в области образовательной политики (система оплаты труда учителя, приоритетные направления расходования бюджетных средств)).
4.2. Общественное участие в управлении в сфере общего образования направлено на формирование и предъявление гражданского заказа; согласование стратегии его реализации; организацию всесторонней поддержки; анализ и оценку реализации заказа на практике.
4.3. Органом государственно-общественного управления в сфере образования на уровне республики является, созданный на основании настоящего Закона распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) коллегиальный орган – общественный образовательный форум (ООФ) при Президенте РС (Я).
4.3.1. В ООФ входят представители гражданских институтов регионального и муниципального уровней и управляющих (общественных) советов образовательных учреждений, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления в сфере образования, а также представители граждан, их объединений и организаций, иных юридических лиц, действующих в сфере образования.
4.3.2. Полномочия ООФ, а также его состав и порядок его формирования определяются Положением, принимаемым конференцией общественности, инициируемый гражданскими институтами и регулируемый, данным Законом.
4.4. Органами государственно-общественного управления в сфере образования на уровне муниципалитетов являются, созданные на основании распоряжений глав районов коллегиальные органы – общественные образовательные советы (ООС) и иные формы самоуправления.
4.4.1. В ООС и иные формы самоуправления входят представители гражданских институтов муниципальных образований, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления в сфере образования, а также представители граждан, их объединений и организаций, иных юридических лиц, действующих в сфере образования района.
4.5. Управляющий (общественный) совет образовательного учреждения (организации) является коллегиальным органом управления, представляет интересы всех участников образовательного процесса, реализует принцип государственно-общественного характера управления образованием, имеет управленческие полномочия по решению ряда вопросов функционирования и развития образовательного учреждения (организации), определяемый Уставом и Положением об управляющих (общественных) советах ОУ.
4.5.1. В соответствии с федеральным законодательством полномочия управляющего совета общеобразовательного учреждения определяются уставом образовательного учреждения и принятым Положением.
4.5.2. В управляющий (общественный) совет образовательного учреждения входят избираемые представители участников образовательного процесса (педагогические работники, обучающиеся, их родители (законные представители), другие работники образовательного учреждения, представители общественности (научной, культурной, деловой и так далее), а также представители профсоюзных организаций). В состав управляющего совета входят по должности руководитель образовательного учреждения, а также назначенный представитель учредителя.
Статья 5. Иные формы участия общественности в управлении в сфере общего образования
5.1. Иными формами участия общественности в управлении общеобразовательным учреждением, за исключением, установленных федеральным законодательством, могут быть:
1) собрания (конференции) родителей (законных представителей) обучающихся;
2) собрания педагогических работников;
3) собрания работников образовательного учреждения;
4) профсоюзные собрания;
5) собрания (конференции) обучающихся;
6) собрания попечителей общеобразовательного учреждения;
7) совместные собрания (конференции) представителей различных категорий участников образовательного процесса.
5.2. В соответствии с федеральным законодательством собрания (конференции) проводятся в порядке, предусмотренном уставом общеобразовательного учреждения. |